На основной массе как отечественных так и импортных транспортных средств применяются Бензиновые ДВС (двигатели внутреннего сгорания) в которых для поджига воспламенения рабочей смеси используются свечи зажигания.
Свеча зажигания которая на первый взгляд кажется такой простой на самом деле является очень сложным устройством которое должно чётко и исправно работать в широком диапазоне рабочих самых экстремальных условий, которые только можно найти в мотоцикле или автомобиле. Они поочередно находятся то в среде раскаленных газов с температурами до нескольких тысяч градусов и высоким давлением и электрическим напряжением по 20 - 30 тысяч вольт, то принимают на себя порцию рабочей смеси, которая только что образовалась из атмосферного воздуха (при температуре окружающей среды) и паров бензина. Все это повторяется десятки а то и сотни раз каждую секунду в течение многих часов.
Самые небольшие отклонения приводят к неустойчивой работе, особенно заметной на холостых и малых оборотах, а иногда и к полной остановке или даже невозможности завести двигатель. Основной причиной таких отклонений являются накопления продуктов сгорания в районе искрообразующих электродов, что порой приводит к появлению калильного зажигания (воспламенения смеси от раскалённых частей).
Выход из этой ситуации найден давно- свеча сама должна освобождаться от продуктов сгорания. Они дожигаются на ее раскаленных поверхностях нагретых до 600-800°С, и смываются вихрем горящих газов. Вместе с тем свеча зажигания не должна нагреваться слишком сильно, ибо в этом случае начинается так называемое калильное зажигание и детонация, когда рабочая смесь загорается не от разряда тока в заданный момент времени, а от раскаленных электродов. Последствия этого самые печальные, начиная от потери мощности и увеличения выброса всех вредных веществ до возможного разрушения двигателя.
Хорошо известна схема отвода тепла типичной свечой зажигания.
Около 20 процентов из 100, получаемых от сжигания газов переходит обратно поступившей в камеру новой порции рабочей смеси (она поступает практически с температурой окружающего воздуха).
Шестьдесят процентов проходит через поверхности соприкосновение изолятора и оболочки свечи далее на корпус головки туда, где их уже "ждет" рубашка охлаждения.
По 10 процентов получает атмосфера снаружи от внешних частей оболочки и изолятора.
Именно комбинация конструктивных особенностей изолятора и оболочки свечей зажигания определили их деление на горячие и холодные.
Первые имеют большую поверхность изолятора, выдающуюся в камеру и "доступную" для обогрева горящими газами и маленькую зону перехода от изолятора к оболочке.
Вторые имеют гораздо большую зону для отвода тепла и, поэтому, их рабочие поверхности нагреваются значительно меньше. Способность накапливать тепло называется калильным числом свечи.
Калильное число это - условная величина, пропорциональная среднему давлению газов на поршень в течение полного цикла, при котором во время испытаний свечи на специальном моторном устройстве появляется воспаление, то есть воспаления не от искры, а от накаленных элементов свечи, которая находится в камере сгорания.
Представляем Вам краткое описание работы свечи зажигания:
- керамический изолятор определяет способность свечи накапливать тепло, а металлический сердечник - отводить. Без эффективного решения второй составляющей этого равенства правильный баланс невозможен и поэтому практически все современные свечи имеют так называемую биметаллическую конструкцию. Центральный электрод как правило делается композитным, состоящим из стойкой к эрозии оболочки (обычно из хромо-никилевой стали) и медного сердечника, многократно повышающего способность отводить тепло. Гораздо реже биметаллическими делают и боковые электроды, еще реже вместо меди применяют другие материалы, например серебро.
Биметаллический центральный электрод придает свече важнейшее свойство, называемое термоэластичностью. Ее конструкция обладает одновременно и "горячими" и "холодными" свойствами.
В момент пуска двигателя нагревается нижняя часть электрода, сделанная из хромо-никилевого сплава с меньшей теплопроводностью. Это позволяет поддерживать повышенную температуру и, как следствие, обеспечить быстрый и надежный пуск. Затем, по мере прогревания всей массы свечи, в дело вступает медная сердцевина, интенсивно отводящая тепло, свеча становится "холодной". При снижении оборотов, например на холостом ходу, больше работает хромо-никилевый участок и свеча вновь приобретает "горячие" свойства.
Чем больше форсированный двигатель по степени сжатия, литровой мощности, числу оборотов, тем более тепла получают детали свечи в камере сгорания, тем лучшей должна быть теплопередача от свечки к менее нагретым деталям и такую свечи называют "холодными".
И наоборот, в малофорсированном двигателе тепловой поток к деталям свечки сравнительно маленький, соответственно, и интенсивность теплопередачи от свечи должна быть меньшей, чтобы ее детали были нагреты до температуры 600-800° С, такие свечи имеют сравнительно небольшое калильне число и их называют " горячими".
Если в форсированный двигатель установить горячие свечи, то на средний и больших нагрузках свечка быстро разогреется к температуре значительно большей 1000° С и возникнет калильное воспламенение смеси. Элементы свечи оплавляются, а при продолжительной работе в таком режиме двигатель получает серьезные повреждения (клапаны, поршни, кольца).
Если в малофорсированный двигатель установить холодные свечи, то температура их деталей в процессе работы не превышает 400°С, масло, которое попадает на эти детали не выгорает полностью, получается пласт сажи и токопроводящих отложений. Свечка блокируется и в конце концов перестает работать
Так же, ничего доброго не будет при попытке запхать длинные 19mm свечки вместо обычных 12mm, в лучшем случае мотоцикл будет плохо работать в худшем нужен будет ему ремонт (порой даже очень серьёзный).
О чём нам могут рассказать свечи и как определить их соответствие данному конкретному двигателю?
ПРОВЕРЬТЕ В ДВИГАТЕЛЕ!
После пробега 300-350 км выкрутите свечи и запомните с какого цилиндра какая свеча.
Осмотрите: если изолятор светло-коричневый или светло-серый - значит, калильное число выбрано правильно.
Черный матовый нагар на электродах и корпусе свидетельствует, что двигатель либо потреблял переобогащенную смесь, либо слишком велико калильное число (свеча «холодна»). Если с регулировкой питания все в норме, - мотору требуется более «горячая» свеча.
Блестящий маслянистый нагар черного цвета - «улика» против масла: оно проникало в камеру сгорания, где ему совсем не место. Так что готовьтесь к капремонту.
Изолятор снежно-белый - признак другой опасности: свеча работает в предельно допустимом тепловом режиме. Причины: слишком раннее зажигание, переобеднение или «горячая» свеча.
После продолжительного контакта с бензином, передозированного присадками, свеча покрывается цветным налетом. Больше не заправляйтесь на АЗС, услугами которой пользовались до сих пор, - замучаетесь чистить свечи.
Почему нельзя «задушить» «калилку», установив заведомо «холодные» свечи?
Беда в том, что при низкой температуре изолятора не происходит процесса его самоочищения. Внутренности свечи покрываются нагаром, в котором «растворится» даже самая мощная искра. Результат - сначала вы получите сюрприз в виде повышенного расхода топлива, потом возникнут перебои в работе мотора, и в конце концов он объявит бессрочную забаставку и откажется запускаться.
Как выбрать свечи для мотоцикла?
В первую очередь следует поинтересоваться рекомендациями производителя – плохого не посоветуют да и отправную точку неплохобы иметь, а потом если же Вы решили подобрать свечи под свои стиль вождения и прочее, в надежде увеличить мощность движка «правильной» свечкой, то Вам поможет расшифровка маркировки на свечах зажигания.
К сожалению, не существует единой маркировки, каждая фирма предлагает свои варианты.
Практически каждая фирма-изготовитель применяет здесь свою систему кодировки и, поэтому, единственный способ правильно подобрать свечу - использовать фирменный каталог или таблицы взаимозаменяемости один вариант которой мы вам и предлагаем.
Россия, ГОСТ 37.003.081-98
AC DELCO, США
AUTOLITE, США
BERU, Германия
BOSCH, Германия
CHAMPION, США
EYQUEM, Франция
MAGNETI MARELLI, Італия
NGK, Япония
NIPPON DENSO, Япония
BRISK (PAL), Чехия
BOSNA, Югославия
А10Н
45F
416
14-10А
W10AC
L86C
200
CW3N
В4Н
W14F-U
N19
F40
А11
45F
416
14-9А
W9AC
L86C
502
CW3N
В4Н
W14F-U
N19
F40
А11-1
45F
416
14-9А
W9AC
L86C
502
CW3N
В4Н
W14F-U
N19
F40
А11-3
45F
416
14-9А
W9AC
L86C
502
CW3N
В4Н
W14F-U
N19
F40
А11-5
45F
416
14-9А
W9AC
L86C
502
CW3N
В4Н
W14F-U
N19
F40
А11Р
R44F
415
14R-8A
WR8AC
RL86C
-
CW3NR
BR5HS
W14FR-U
NR17
F40R
А14В
43FS
275
14-8В
W8BC
L92YC
550S
CW7N
BP5HS
W14FP
N17Y
F55P
А14В-2
43FS
275
14-8В
W8BC
L92YC
550S
CW7N
BP5HS
W14FP
N17Y
F55P
А14ВМ
C425FS
275
14-8В
W8BC
L92YC
550S
F7NC
BP5HS
W14FP
N17YC
F55P
А14ВР
CR425FS
275
14R8B
WR8BC
RL87Y
RC42S
CW7NR
BPR4HS
W14FPR
NR17YC
F55PR
А14Д
C44XL
394
14-8С
W8CC
N5C
600L
CW6L
B5ES
W17ES
L17
FE50
А14ДВ
43XLS
55
14-8DU
W8DC
N11YC
600LS
CW6LP
BP5ES
W16EX
L17Y
FE55P
А14ДВР
CR425XLS
65
14R-8DU
WR8DC
RN11YC
RC32LS
CW6LPR
BPR5ES
W16EXR-U
LR17YC
FE55PR
А14ДВРМ
CR425XLS
65
14R-8DU
WR8DC
RN11YC
RC32LS
F6LCR
BPR5ES
W16EXR-U
LR17YC
FE55PR
АУ14ДВРМ
FR3LS
АР3924
14FR-8DU
FR8DCU
RC10YC
RFC42LS
6LCR
BCPR5ES
Q16PR-U11
DR17YC
SFE55CPR10
А17В
42FS
274
14-7BU
W7BC
L87YC
600S
CW6NP
BP6HS
W16FP
N15Y
F65P
А17ВМ
42FS
274
14-7BU
W7BC
L87YC
C42S
F6NC
BP6HS
W16FP
N15Y
F65P
А17ВРМ
42FS
274
14R-7BU
WR7BC
RL87YC
RC42S
F6NCR
BPR6HS
W16FPR
NR15Y
F65PR
А17Д
42XLS
64
14-7DU
W7DC
N9YC
750LS
CW7L
BP6ES
W20EP
L15Y
FE65P
А17ДВ
42XLS
64
14-7DU
W7DC
N9YC
750LS
CW7LP
BP6ES
W20EP
L15Y
FE65P
А17ДВ-1
42XLS
64
14-7DU
W7DC
N9YC
750LS
CW7LP
BP6ES
W20EP
L15Y
FE65P
А17ДВ-10
42XLS
64
14-7DU
W7DC
N9YC
750LS
CW7LP
BP6ES
W20EP
L15Y
FE65P
А17ДВW
-
-
-
-
N9DMC
-
-
ВР6ЕК
W20ET
-
-
А17ДВМ
CR42XLS
64
14-7DU
W7DC
N9YC
C52LS
F7LC
BP6ES
W20EP
L15YC
FE65CP
А17ДВР
CR42XLS
64
14R-7DU
WR7DC
RN9YC
RC52LS
CW7LPR
BPR6ES
W20EPR
LR15YC
FE65PR
А17ДВРМ
CR42XLS
64
14R-7DU
WR7DC
RN9YC
RC52LS
F7LCR
BPR6ES
W20EPR
LR15YC
FE65CPR
АМ17В
CS42S
2974
14S-7F
WS7F
CJ7Y
700CTS
AW5C
ВРМ6А
W20MP-U
P17Y
-
АУ17ДВРМ
R2LS
AP3924
14FR-7DU
FR7DCU
RC9YC
RFC52LS
7LCR
BCPR6ES
Q20PR-U11
DR15YC
SFE65CPR10
А20Д
C41XL
393
14-6CU
W7CC
N3C
75LB
CW7L
B7ES
W20ES
L14
FE75
А20Д-1
C41XL
393
14-6CU
W7CC
N3C
75LB
CW7L
B7ES
W20ES
L14
FE75
А23
41F
413
14-5AU
W5AC
L82C
755
CW8N
B7H
W22FS
N14
F85P
А23-2
41F
413
14-5AU
W5AC
L82C
755
CW8N
B7H
W22FS
N14
F85P
А23В
41 FS
413
14-5BU
W5BC
L82C
755S
CW8NP
BP7HS
W20FPR-L
N12Y
F85P
А23ДМ
41XLS
52
14-5CU
W5CC
N6C
C72LS
FLC9L
BP7ES
W22EK-S11
L12YC
FE85CP
А23ДРМ
C42N
62
14-5C
W5CC
N3C
C72LS
FLC9LR
B7ES
W22ES
L14C
FE85
А23ДВР
41XLS
52
14R-5DU
WR5DC
RN6YC
RC72LS
F9LCR
BPR7ES
W22EKR-S11
LR12YC
FE85CPR
А23ДВМ
41XLS
52
14-5DU
W5DC
N6YC
C72LS
F9LC
BP7ES
W22EK-S11
L12YC
FE85CP
А23ДВРМ
41XLS
52
14R-5DU
WR5DC
RN6YC
RC72LS
F9LCR
BPR7ES
W22EKR-S11
LR12YC
FE85CPR
А26ДВ-1
-
-
-
-
N6DMC
-
-
BP7EKN
W24ET-S
-
-
М8-1
C88
378
18-10A
V8A
K17, D16
K200M
CM3N
A-6
L14-U
M18
M60
Маркирование свечей Bosch
Расшифровка маркирования свечей Bosch:
Обозначения
W
R
7
D
C
R
Позиция
1
2
3
4
5
6
Позиция 1: Обозначения резьбы
W - резьба М14х1,25 с уплотняющим седлом и размером под ключ 21 (обозначения SW21)
F - резьба М14х1,5 с плоским уплотняющим седлом и SW16
М - резьба М18 с плоским седлом уплотнения и SW25
Н - резьба М14х1,25 с конусным седлом уплотнения и SW16
D - резьба М18х1,5 с конусным седлом уплотнения и SW21
Позиция 2:
R - обозначает, что свеча имеет сопротивление для погашения радиопомех
Позиция 3:
калильное число
Позиция 4: Обозначения длины резьбы
А - длина резьбовой части 12,7 мм, нормальное положение искры
В - длина резьбы 12,7 мм, выдвинутое положение искры
С - длина резьбы 19 мм, нормальное положение искры
D - длина резьбы 19 мм, выдвинутое положение искры
DT - длина резьбы 19 мм, выдвинутое положение искры и три электроди массы
L - длина резьбы 19 мм, далеко выдвинутое положение искры.
Позиция 5: Материал центрального электрода
С - сплав никеля и меди
S - серебряный электрод
Р - платиновый электрод
О - стандартная свечка с усиленным электродом
Позиция 6:Сопротивление обгорания
R = 1 кОм
Маркирование русских свечек
Расшифровка маркирования русских свечек:
Обозначения
А
17
Д
В
10
Позиция
1
2
3
4
5
Позиция 1: Обозначения резьбы
А - резьба М14х1,25 с плоским уплотняющим седлом
АК - резьба М14х1,25 с конусным уплотняющим седлом
АМ - резьба М14х1,25 - малогабаритная свечка
Позиция 2: калильное число
калильное число свечки (согласно ГОСТ 2043-74 это 8, 11, 17, 20, 23, 26)
Позиция 3:Длина резьбовой части
Д - 19 mm
Н - 11 mm
если таких букв нет, то длина резьбы 12 mm.
Позиция 4: Изолятор
В - тепловой конус изолятора выступает из корпуса вглубь камеры сгорания
Отсутствие этой буквы отвечает конусу утопленому в корпус.
Позиция 5: Особенности конструкции
10 - свечка имеет усиленные, более долговечные электроды
22 April 2013 16:45