20 April 2024 03:35
Навигация
· Главная
· Форум
· Статьи
· Downloads
· FAQ
· Ссылки
· Новости
· Обратная связь
· Фотогалерея
· Поиск

Сейчас на сайте
· Гостей: 6

· Пользователей: 0

· Всего пользователей: 10,216
· Новый пользователь: Dunny



Просмотр темы
Логин:
Пароль:  
Форум » Ремонт (Восход, ЗиД) » Раздел для новичков
Просмотр темы
Иконка 
Контроллер блока электронного зажигания с автоматической регулировкой угла опережения (УОЗ)
Наверх Распечатать пост #1
Опубликовано 14-04-2010 21:10
Аватар пользователя

Встал в колонну


Сообщений: 225
Зарегистрирован: 02.05.09
Со дня регистрации: 5467
Откуда: Запорожье, Украина


Контроллер блока электронного зажигания с автоматической регулировкой угла опережения (УОЗ).

Предназначен для использования совместно со штатным блоком электронного зажигания (без переделки последнего).
Цель: обеспечить наилучшие режимы работы двигателя - стабильный запуск без обратного хода, устойчивую работу на низких оборотах, бесперебойное регулярное искрообразование при высоких оборотах, повышение предельной частоты вращения двигателя.
Особенности: автоматическая регулировка УОЗ в зависимости от частоты вращения двигателя. Возможность индивидуальной первичной регулировки и коррекции УОЗ.
(05.2007: версия 4.2 для универсального микроконтроллера Atmel AT89C2051 наконец-то готова)
img-fotki.yandex.ru/get/4314/sobolev-a-n.2/0_2daa7_4c42c4cd_orig.jpg

Исходный текст программы контроллера + HEX: ei_V_4.2.c и ei_V_4.2.hex

Общее. Выбор контроллера.
Выбор контроллера Atmel AT89C2051 обусловлен...ничем. Это далеко не самый подходящий, "старый добрый чип" для разнообразных применений. С другой стороны, это едва ли не самый популярный из старых микроконтроллеров, поэтому эксперименты с ним могут быть доступны самому широкому кругу энтузиастов.
Микросхема рассчитана на напряжение питания от 2,7 до 6 вольт, отличается мизерным энергопотреблением, требует минимальной внешней обвязки. Входы имеют простейшую защиту от перенапряжений, а выходы обеспечивают ток порядка 20 мА. Микроконтроллер оснащен двумя 2х8 счетчиками-таймерами, аналоговым компаратором (у нас не использован).

Алгоритм управления углом опережения зажигания.
Выбран алгоритм вычисления ОЗ в реальном времени, как альтернативный алгоритму табличной подстановки. Несложная логика и простая арифметика вычислений позволяют достаточно быстро получать необходимые величины.
img-fotki.yandex.ru/get/4314/sobolev-a-n.2/0_2daa8_4c1df645_orig.jpg

В данной версии введены дополнительные параметры, учитывающие вихревой перенос пламени в камере сгорания. Исходя из этих соображений, выбраны 4 режима работы, задаваемые переключателями sw5 и sw6:
12000, 14000, 16000, 18000 об/мин, соотв. кубатуре цилиндра.
Время опережения зажигания задается набором из четырех внешних переключателей sw 1..4 :
Код
    sw1 =  125 мкс
    sw2 =  250 мкс
    sw3 =  500 мкс
    sw4 = 1000 мкс



Таким образом можно регулировать (даже на ходу) время опережения от 0 до 1875 микросекунд с шагом 125 мкс. (Для экспериментов с двигателем ЗиД-200 рекомендуются значения не более 1250 мкс, что соответствует углу опережения 45 градусов при 6000 об/мин.)
sw7 - переключатель входного сигнала. Можно выбрать срабатывание контроллера по фронту или по спаду входного импульса.
В данной версии (4.2) переключатель считается включенным, если он замкнут. Таким образом, логическая 1 на входах фактически означает нулевое напряжение на них, а логический 0 - напряжение, близкое к напряжению питания. Иными словами, использована логика с обратной полярностью сигналов - для упрощения конструкции в целом.
Таблица установки времени опережения зажигания (выбирается исходя из скорости нормального сгорания смеси 25..35 м/с и эффективного радиуса (размера) камеры сгорания)
img-fotki.yandex.ru/get/4211/sobolev-a-n.3/0_2daa9_f1aace5f_orig.jpg

Таблица установки границы турбулентного переноса пламени (предполагается, что при скорости продувки выше некоторого порога топливовоздушный заряд оказывается сильно турбулизирован (завихрен), и к моменту восплеменения энергия вихрей в нем достаточна для существенного ускорения переноса пламени от зоны искры во весь объем кс.)
Граница задается условно, согласно графику. В таблице ориентировочно указаны кубатуры двигателей (одноцилиндровых), для которых ожидается наиболее хорошее соответствие по данному параметру.
img-fotki.yandex.ru/get/4309/sobolev-a-n.3/0_2daaa_959c2120_orig.jpg

В сумме, зависимость угла опережения зажигания от оборотов определяется четырьмя линиями - границами.
Две красных линии являются безусловными верхней и нижней границами, угол опережения ни при каких условиях не может выйти за эти пределы.
(Верхняя граница задана из соображений нецелесообразности слишком раннего зажигания по причине недостаточного сжатия смеси и пр.)
Нижняя граница является конструктивно предустановленным углом датчика зажигания. (Угол предустановки, около 11 градусов, выбран по соображениям оптимального сочетания двух факторов: достаточной близости в.м.т., и минимальных потерь давления через уплотнения в ц.п.г. (через поршневые кольца) )
Сочетание двух других граничных линий (синей и сине-зеленой) таково: выбирается наименьшее значение.

Примеры:
img-fotki.yandex.ru/get/4208/sobolev-a-n.3/0_2daab_ec3283da_orig.jpg

(Малокубатурный двигатель)

img-fotki.yandex.ru/get/4314/sobolev-a-n.3/0_2daac_7d9b2ed7_orig.jpg
(Цилиндр среднего объема, с повышенной скоростью пламени (высокая степень сжатия))

img-fotki.yandex.ru/get/4214/sobolev-a-n.3/0_2daad_b7b607d1_orig.jpg

(Большеобъемный двигатель, октан-коррекция (бензин с ОЧ выше нормы))


Коррекция ошибок предсказания.
Поскольку алгоритм базируется на измерении времени между поступающими на вход импульсами с датчика ВМТ (верхней мертвой точки), и предполагает приход очередного импульса через такое же время, неизбежно возникает динамическая ошибка предсказания.
При разгоне двигателя, при быстром увеличении частоты вращения импульсы зажигания формируются с запаздыванием. Это в данной версии программы не корректируется.
При замедлении вращения двигателя импульсы зажигания формируются слишком рано, что требует поправки и корректирования.
Коррекция при замедлении выполняется следующим образом. Запоминаются не одно, а два предыдущих значения периода вращения коленвала. Разность между ними (delta) рассматривается как фактор ускорения (замедления), и в качестве соответствующей поправки вносится в предсказанное время. Таким образом, быстрое равномерное замедление вращения двигателя распознается безошибочно, и делается необходимая коррекция.
Своевременное внесение поправки существенно улучшает условия работы двигателя, поддерживает высокий крутящий момент при резком нагружении двигателя.

Входной цифровой фильтр.
В программу включена секция простейшего цифрового интегрирующего фильтра входного сигнала. Опрос входа производится циклически, с частотой порядка 10 ? кГц. При обнаружении входного сигнала он обрабатывается не сразу, а только после трехкратного подтверждения его наличия. Таким образом короткие помехи длительностью менее 200 мкс не вызовут ложных срабатываний.
Важное замечание: программа контроллера предполагает, что датчик выставлен на опережение зажигания 11 градусов. В рамках проекта принято, что это наилучшее положения для работы двигателя на самых низких оборотах, или тяжело нагруженного, или в момент пуска. Таким образом, нужно придерживаться именно такой начальной установки момента зажигания - 11 градусов до в.м.т.
Второе важное замечание. В версии контроллера 4.2 предусмотрено ограничение максимального угла зажигания порогом в 39 градусов до в.м.т. Таким образом, несмотря на возможный выбор запредельных параметров и режимов, искрообразование начнется не ранее этого положения коленвала. Это сделано из соображений нецелесообразности начинать процесс воспламенения при явно недостаточном сжатии топливной смеси. (Порог в 39 градусов будет соблюдаться при условии начальной установки датчика в положение 11 градусов до в.м.т!)

Поправки.
Рассматриваемому образцу контроллера УОЗ присущи некоторые погрешности и особенности. Так, входной импульс распознается не сразу, а с задержкой в 180 мкс. Эту поправку надо учитывать и постоянно "добавлять" при установке времени опережения.

Антипинатель. С легкой руки Ф. Касаткина, данная функция получила такое название.
Как показывают опыты, "отдача" при заводке двигателя кикстартером бывает не только из-за неправильной регулировки карбюратора (это влияет в основном на силу отдачи). Входной фильтр штатного блока зажигания подвержен ложным, преждевременным срабатываниям при начальном пуске двигателя.
Новый входной фильтр не имеет такого недостатка (по крайней мере, ложных срабатываний и отдачи не обнаружено при опытной эксплуатации).

Особенности для генератора 2МК211:
-Входной фильтр формирует сигнал для микроконтроллера со сдвигом около 9 градусов относительно обычного момента искрообразования со штатным блоком зажигания. Это значит, что минимальный угол установки момента зажигания (поворотом статора генератора) будет составлять 22 градуса, вместо прежних 13.
- Резистор R3 подбирается так, чтобы обеспечивать уверенный запуск и работу на низких оборотах двигателя, одновременно исключая ложные срабатывания контроллера. При увеличении сопротивления R3 сигнал становится более сильным, но и уровень помех может превысить допустимый порог.

___________________________________________________________________________________________________
Статья была прислана мне на электронную почту, конечный автор неизвестен, или, скорей всего А.Лашманов aka(alash). Схема мною неиспробована, вылаживаю для общей наглядность...
___________________________________________________________________________________________________
Я дико извеняюсь! Оригинал статьи здесь: А.Лашманов (alash). 2007 г.
Спасибо adgeziy в этой ветке - Перевод русского мотоцикла на АКБ + ФУОЗ
Статью может удалить модер, если посчитает нужным.

Восход 69 года

Изменил(а) Razor, 07-05-2010 15:30
 Offline
 
Отправить e-mail
Наверх Распечатать пост #2
Опубликовано 30-03-2012 05:13
Новичок


Сообщений: 13
Зарегистрирован: 07.03.12
Со дня регистрации: 4426
Откуда: Юрино


На страничке описывается версия 4.2 . При этом даны ссылки на текст программы и прошивку для микроконтроллера .

Однако текст программы не имеет отношения к данной прошивке - текст скорее всего является некой заготовкой , наброском так сказать , в нем большое кол-во ошибок , от синтаксических до логических , его даже скомпилировать нельзя , а если исправить синтаксис , то она все равно не будет работать , так как попросту не доделана. Прошивка тоже нерабочая , скорее всего из ранних недоделанных версий
 Offline
 
Наверх Распечатать пост #3
Опубликовано 01-04-2012 16:36
Аватар пользователя

Встал в колонну


Сообщений: 139
Зарегистрирован: 12.11.10
Со дня регистрации: 4908
Откуда: г.Самара


KaZaK333,
Не знаю как на счет тебя, за себя скажу. Это устройство придумал и сделал человек гораздо умнее меня. Но даже я, основываясь только на самых элементарных познаниях и с помощью английского хелпа от Протеуса смог составить устройство и запустить в его эмуляторе вышеуказанную прошивку. При чем она действительно работает.

ЗиД-200 "Курьер", 1999.
Honda Africa Twin XRV750, 1998.

Изменил(а) Skameiker, 01-04-2012 16:37
 Offline
 
Наверх Распечатать пост #4
Опубликовано 16-04-2012 11:13
Новичок


Сообщений: 4
Зарегистрирован: 16.04.12
Со дня регистрации: 4387
Откуда: россия


Skameiker, привет! а можешь снять видюшку как оно у тебя работате пи положить на ютюб? со стробоскопом чтоб было понятно ..
 Offline
 
Наверх Распечатать пост #5
Опубликовано 16-04-2012 14:05
Аватар пользователя

Встал в колонну


Сообщений: 139
Зарегистрирован: 12.11.10
Со дня регистрации: 4908
Откуда: г.Самара


377185219,
У меня нет стробоскопа и устройство на мотоцикл пока не устанавливал. Я написал, что работу устройства проверил в эмуляторе программы Протеус. Там на осциллографе все видно. Здесь на форуме есть другая тема об этом устройстве, туда я картинку выкладывал.

ЗиД-200 "Курьер", 1999.
Honda Africa Twin XRV750, 1998.
 Offline
 
Наверх Распечатать пост #6
Опубликовано 16-04-2012 15:01
Новичок


Сообщений: 4
Зарегистрирован: 16.04.12
Со дня регистрации: 4387
Откуда: россия


Skameiker, не подскажи вот что выложена прошивка в HEX она рабочая?? ты ее тестил??? прости я полный ноль в этом, но учусь) собираюсь сделать себе зажигание на парамотор, родное никуда не годится, тупо стоит на 18 градусов до вмт, подскажи от чего начать плясать, подбрось ссылок пожалуйста, этот вариант схемы (что выше) самый подходящий, тк на моем двигателе стоит одна катушка и ротор, как на бензопиле.
 Offline
 
Наверх Распечатать пост #7
Опубликовано 16-04-2012 19:41
Аватар пользователя

Встал в колонну


Сообщений: 139
Зарегистрирован: 12.11.10
Со дня регистрации: 4908
Откуда: г.Самара


377185219,
В общем-то я тоже не профессионал. Но посмотрев разные схемы подобных устройств управления зажиганием, пришел к выводу, что для безаккумуляторной системы это единственное устройство.
Его автор Alash писал, что устройство успешно работало на его мотоцикле. Лично я эту схему проверял в эмуляторе программы Протеус. Прошивка действительно рабочая и опережение зажигания зависит от частоты входящего сигнала датчика. В железе устройство у меня собрано, но пока не опробовал его в работе.

ЗиД-200 "Курьер", 1999.
Honda Africa Twin XRV750, 1998.
 Offline
 
Наверх Распечатать пост #8
Опубликовано 16-04-2012 20:07
Присматриваюсь


Сообщений: 43
Зарегистрирован: 08.04.12
Со дня регистрации: 4395
Откуда: россия


минус у схемы в применении контроллера ,посему такую штучку соберут единицы. она хоть стабильно работает без акб?

64 RUS
 Offline
 
Наверх Распечатать пост #9
Опубликовано 16-04-2012 21:33
Аватар пользователя

Встал в колонну


Сообщений: 139
Зарегистрирован: 12.11.10
Со дня регистрации: 4908
Откуда: г.Самара


Подробности смотрите:
здесь: http://www.ru-mot...ead_id=554
и
авторская тема здесь: http://www.zid200...wtopic=809

Abrec,
Схема-то несложная и в применении контроллера особой проблемы не вижу. Чип вполне надежный и к питанию неприхотливый. Хуже, что автор не оставил готовых печатных форм для массового тиражирования утюжным способом. Поэтому желающих воспроизвести устройство так мало - ведь надо еще сделать рабочую разводку платы.

ЗиД-200 "Курьер", 1999.
Honda Africa Twin XRV750, 1998.

Изменил(а) Skameiker, 16-04-2012 21:37
 Offline
 
Наверх Распечатать пост #10
Опубликовано 20-04-2012 10:08
Новичок


Сообщений: 4
Зарегистрирован: 16.04.12
Со дня регистрации: 4387
Откуда: россия


мне собрать в железе проще простого, првести испытания на стенде тоже не проблема- есть тахометр, стробоскоп до 15000 об.мин, и блок зажигания как раз с накопительной катушкой как на зид200, только производства малосси, если все это работате все сниму на видео и выложу в сеть с конкретными цифрами и разрисую плату какую хотите , хоть на смд компонентах. мен я смущала прошивка, в ней нет ни одной таблицы.. а что за прога эмулятор Протеус?? пришлите на почту у кого есть standart20@mail.ru хочу поюзать убедиться.

Добавлено через 35:55 мин.

собрал. не заработало . ищу ошибки
 Offline
 
Наверх Распечатать пост #11
Опубликовано 16-03-2013 23:07
Новичок


Сообщений: 9
Зарегистрирован: 25.10.12
Со дня регистрации: 4195
Откуда: Пермь


Skameiker написал:
KaZaK333,
... я, основываясь только на самых элементарных познаниях и с помощью английского хелпа от Протеуса смог составить устройство и запустить в его эмуляторе вышеуказанную прошивку. При чем она действительно работает.


Можешь объяснить что обозначено как D1 и чему равно сопротивление 7го резистора R7?
 Offline
 
Отправить e-mail
ATM Меню пользователя
Наверх Распечатать пост #12
Опубликовано 17-03-2013 05:57
Аватар пользователя

Мото Эксперт


Сообщений: 2715
Зарегистрирован: 11.01.09
Со дня регистрации: 5578
Откуда: Воркута


AleX-59, чё решил заморочиться? sm39

В таком случае D1 эт микросхема стабилизатор на 5В, типа КРЕНки, а R7 имеет сопротивление 470 Ом.

У меня Восход2М и ЗиД Тарпан
 Offline
 
Наверх Распечатать пост #13
Опубликовано 17-03-2013 09:28
Новичок


Сообщений: 9
Зарегистрирован: 25.10.12
Со дня регистрации: 4195
Откуда: Пермь


ATM написал:
AleX-59, чё решил заморочиться? sm39

В таком случае D1 эт микросхема стабилизатор на 5В, типа КРЕНки, а R7 имеет сопротивление 470 Ом.


Я давно уже хочу эту схему собрать, только информации не хватало, да и руки как то не доходили. Smile
Я обсуждение про него тут читал, но так и не понял - добился кто-нибудь его работы или нет?
 Offline
 
Отправить e-mail
Наверх Распечатать пост #14
Опубликовано 17-03-2013 09:41
Новичок


Сообщений: 9
Зарегистрирован: 25.10.12
Со дня регистрации: 4195
Откуда: Пермь


AleX-59 написал:
... и чему равно сопротивление 7го резистора R7?


Про этот резистор в схеме написано было оказывается... Прогядел Grinsm32
 Offline
 
Отправить e-mail
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0, гостей: 1)

« Предыдущая тема | Следующая тема »
Перейти на форум:
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Мини-чат
Только зарегистрированные пользователи могут отправлять сообщения.

AiexeyKulinin
[off] 12-12-2023 12:37
Добрый день всем. Кто разбирается на переднее колесо ява 634 подойдет шина 3.50-18

Djswind
[off] 03-07-2023 20:29
Здравствуйте, такая проблема на восходе плохо стартует с места приходится сильно разгазовывать, а ещё при полном газе начинает замедляться, как будто кто-то его за зад схватил и тормозит

Sergundigo
[off] 19-06-2023 12:03
Юпитер 3. На 3 скорости едет быстро, а при переключении на 4 начинает медленнее ехать, с ритмическими звуками похожими на цепочку, в чём может быть проблема?

sysambar
[off] 28-04-2023 17:38
есть кто?

BabyJohn
[off] 17-04-2023 07:42
Восход Сова 175. Поставил новый поршень вместе с кольцами, да и в общем заменил почти всё, но мотоцикл не заводится, либо нужно 30 минут или час мучиться, шаманил всё, но результата не дало.

Случайная фотография
ИЖ на пневмоколесах
ИЖ на пневмоколесах
Разные мотоциклы
Счетчики

Рейтинг@Mail.ru



100,365,157 уникальных посетителей